Главная » Файлы » Учащейся молодежи » Текущие задания |
30.01.2014, 18:19 | |
Мифы часто определяются
как повествования, объясняющие явления природы или какие-то другие вещи,
окружающие человека. Прежде всего,
«объяснения» явлений природы, содержащиеся в мифах, никогда не бывают основаны
на объективном восприятии причинных связей между указанными феноменами.
Напротив, они всегда субъективны и выражены путем персонификации явления,
нуждающегося в объяснении. Последнее выступает в мифе в качестве живого
существа, чаще всего -антропоморфного; но даже если персонификация зооморфна, в
ней явно проступают человеческие черты и мотивация действия... В такого рода мифах
интерпретируемое явление подается так, как если бы речь шла о человеке,
принадлежащем к определенной этнической среде, и его действиях. Природный
феномен включается в традиционные рамки социальной системы. Совсем нетрудно
доказать, что большинство сложных мифов любого народа строится целиком и
полностью на олицетворении природных явлений и социальных сил... Во-вторых, «объяснение»
данного факта часто организуется по наивной формуле прецедента: иначе говоря,
дается как бы повторение того, что уже однажды случилось... В-третьих, очень часто
встречается объяснение от противного: то или иное явление существует потому,
что некогда существовало прямо противоположное... И даже сложные
мифологические системы античного мира часто обнаруживают столь же наивный
поворот сознания, когда приходится отвечать на вопрос «откуда?».
Космогонический миф Гесиода выводит «космос» из «хаоса», т.е. из его
противоположности. В-четвертых,
разъясняющая функция мифа нередко усложняется вторжением морализующей мысли. В
любом мифологическом повествовании всегда присутствует идея кары за какое-либо
предосудительное деяние... Иными словами, первичная
функция мифа - это удовлетворение человеческой любознательности путем ответа на
вопросы «почему?» и «откуда?»... Однако существует значительная категория
мифов, где религиозные идеи не просто присутствуют, но определяют само
содержание, функции и цель мифологического повествования. Таковы по
преимуществу религиозные или культовые мифы. (С.А. Токарев)
1. Приведите определение
мифа. Назовите первичную
функцию мифа, указанную в
тексте.
2. Используя содержание
текста, назовите любые три способа мифологического объяснения явлений природы и
происхождения мира.
3. Опираясь на текст,
объясните, в чем проявляется включение в канву мифа морализующей мысли.
Приведите любые два примера такого включения.
4. Социологи утверждают, что современным людям свойственны элементы мифологического сознания. Приведите три примера, иллюстрирующие это положение. | |
Просмотров: 2891 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |